Меню

Школьная служба медиации (примирения)

Школьная служба медиации (примирения)

Что такое «Программа примирения?»

Программа примирения - это переговоры между участниками конфликта (виновным и пострадавшим)

Ведущий программы примирения 
 

          -) Занимает нейтральную позицию - не обвиняет -  не защищает

          -) Специально подготовлен

          -) Помогает сторонам разрешить ситуацию

 Условия ПРОГРАММЫ ПРИМИРЕНИЯ

  • Добровольное согласие сторон (стороны могут отказаться от программы);
  • Информация, которая обсуждается на программе примирения, остается в тайне;
  • Программы примирения проводятся бесплатно.

Как подать заявку на программу примирения?

Устно или письменно обратиться в школьную службу примирения.

  Программа примирения- это переговоры между участниками конфликта. Такие переговоры позволяют людям обсудить ситуацию и найти выход из конфликта. Переговоры ведёт специально подготовленные ведущий, который никогда не обвиняет и не защищает, - он занимает нейтральную позицию, помогает сторонам лучше понять друг друга и договориться. На встрече обсуждаются вопросы: почему произошёл конфликт? К каким последствиям он привёл? Как эту ситуацию можно разрешить? Как сделать, чтобы такая ситуация больше не повторилась?

    Программы примирения помогают разрешить конфликтные ситуации; возместить ущерб пострадавшей стороне, если это необходимо; взять ответственность за совершённый проступок перед пострадавшей стороной; способствуют налаживанию диалога; поддерживают конструктивный способ решения проблем.

    Подобные программы практикуются во всём мире уже более тридцати лет, но лишь недавно они пришли в Россию. Практика показала, что около 70% программ примирения заканчиваются успехом: подписывается Примирительный договор, между конфликтующими сторонами устанавливаются ровные отношения, виновники возмещают пострадавшим ущерб. Подростки учатся договариваться и не повторять совершённых ошибок.

        Как проходит Программа примирения?

Сначала ведущий встречается с каждой из сторон, объясняет суть дела и говорит о результатах, которых можно достичь в рамках Программы примирения. Обсуждается возможность проведения примирительной встречи, стороны готовят свои предложения по разрешению конфликта.

     Если обе стороны соглашаются участвовать в Программе примирения, то назначается дата совместной встречи. При необходимости в ней могут также принять участие родители, адвокаты, социальный работник.

    На совместной встрече стороны высказывают свою точку зрения на ситуацию и задают вопросы друг другу. Затем все участники встречи обсуждают, как можно разрешить сложившуюся ситуацию. Если им удаётся договориться, то подписывается Примирительный договор, в котором указываются принятые на встрече решения и сроки их исполнения. Например, если человек обязался возместить материальный ущерб, то фиксируется, когда и в каком размере он должен это сделать.

      Если это необходимо, то Примирительный договор передаётся в полицию, суд или Комиссию по делам несовершеннолетних. Эти органы могут учесть Примирительный договор при рассмотрении материалов уголовного дела.

     Весь этот процесс происходит на добровольной основе, т.е. в любой момент стороны имеют полное право отказаться от участия в нём.

  Условия проведения программ примирения.

   Программы примирения проводятся только на условие добровольного согласия обеих сторон конфликта.

   Для участия подростка в программе обязательно признание им факта своего проступка. Это не значит, что подросток должен полностью признать свою вину. Но если он говорит: «Меня вообще там не было» - тогда Программа примирения невозможна. На Программе примирения не ведётся никаких расследований. Поэтому если одна из сторон отрицает своё участие в конфликте, программу проводить нельзя.

    Для Программы примирения подходят дела, в которых:

1)есть потерпевший ( даже если это преступление не против человека, а против собственности, то потерпевшей стороной считается организация в лице директора, завхоза и т.п.);

2)к обвиняемому не применён арест;

3)обвиняемый признаёт своё участие в конфликте;

4)дело не связано с наркотиками или преступлениями, совершёнными с особой жестокостью или в результате психических отклонений.

         Программы примирения и работа с трудными подростками

    Как обычно поступает педагог, сталкиваясь с антисоциальным поведением подростка?

Набор действий, как правило, стандартный: сначала – беседа, затем – вызов родителей, встреча с психологом , разбор поведения подростка на той или иной комиссии, профилактическая беседа с милиционером и т.п. Когда контроль над подростком окончательно утерян, от него избавляются, исключая из школы или помещая в «закрытое воспитательное учреждение». В недалёкой перспективе – тюрьма.

    Эффект от перечисленных способов воздействия в большинстве случаев обратный ожидаемому . Большинство правонарушителей после бесед им проработок чувствуют себя героями, успешно делающими карьеру будущих «авторитетов».

   Главное отличие программ примирения: ответственность не навязывается взрослыми извне. В ходе программ примирения подростки принимают на себя ответственность сами. Ведущий проводит встречи таким образом, что подростки приходят к осознанию последствий конфликта и желанию участвовать в исправлении ситуации. Когда участники конфликта вместе проговорили ситуацию , извлекли для себя из неё уроки предприняли шаги по устранению последствий случившегося , - они уже прошли хорошую школу, которая снизит вероятность повторения подобных ситуаций в будущем.

Именно поэтому, сталкиваясь с подростковым правонарушением , педагогом стоит прежде всего предложить ребятам участие в программе примирения. Нужно в первую очередь дать им шанс разрешить ситуацию собственными усилиями. Если же им это не удастся, у педагога всегда останется возможность применить другие способы воздействия.


Положение о школьной службе медиации (примирения)

/file/rasdol777/pologenie.docx

Приоритеты при выборе куратора и набор школьников

Куратором должен быть выбран человек, который:

  • Сам заинтересован в развитии восстановительных практик в школе и принимает их ценности.
  • Имеет доступ к информации о конфликтных ситуациях.
  • Пользуется авторитетом у учителей и учеников.
  • Может отстаивать свое мнение перед администрацией.
  • Может организовать неформальную группу школьников.
  • Готов продолжительное время (не меньше года, а в среднем порядка трех лет) работать со службой примирения.

Из этого следует, что куратора нельзя назначать против его воли. Можно рекомендовать, поддерживать, но окончательный выбор о своей готовности разворачивать в школе новый подход куратор делает сам.

 

 

Набор школьников-медиаторов в службу примирения

 

Отбор участников на тренинг важен потому, что проведение тренинга требует значительных ресурсов со стороны школы и со стороны тренеров, поэтому все заинтересованы, чтобы на тренинг попали школьники, которые с большой вероятностью станут медиаторами. Невнимание к отбору может привести к тому например, что участники тренинга получат много важных навыков для себя, но медиаторами для других не станут.

 

При наборе мы сталкивались с такими проблемами:

  • На тренинг присылали «активистов» школы, которые во участвуют в разных делах школы и  у них не остается времени на проведение медиаций. Они уже самоутвердились и в целом бесконфликтны. Поскольку конфликты им не  очень интересны, то после тренинга они благодарят и уходят.
  • На тренинг присылали «трудных» подростков на «перевоспитание». Часть из них втягивается в работу, но в основном им непривычно работать медиаторами с другими.

 

Как происходит набор будущих школьников-медиаторов?

Обычно набор проходит так: куратор обходит старшие классы (обычно это восьмые и десятые, поскольку у них нет экзаменов) и задает им два вопроса.

Первый вопрос предполагает анонимный ответ и звучит примерно так: «К кому из учащихся своего класса вы обращаетесь, если вы с кем-то поругались, у вас плохое настроение или у вас что-то случилось? Пожалуйста, напишите фамилию этого человека. Свою фамилию можно не писать».

Второй вопрос: «У нас будет создаваться группа из учащихся, помогающая ученикам решать конфликты; кому интересно познакомиться с этим поближе и больше про это узнать, напишите на втором листочке свои фамилию и имя».

В результате образуются два списка, на пересечении которых видны заинтересованные подростки, и те, к кому обращаются одноклассники. Если кого-то назвали 3-4 человека, то значит, способности к решению чужих конфликтов у него скорее всего есть,  а если и ему самому это интересно – то это кандидат на базовый  семинар по восстановительной медиации.

Со списком кандидатов можно подойти к администратору школы, чтобы они могли внести свои коррективы, дополнить или сократить каких-то участников (например, кто-то из учащихся перегружен,  ему далеко ездить или еще что-то). Таким образом, будет услышано мнение и администрации, и потенциальных медиаторов, и самих учеников школы.

Мнение куратора об участниках также имеет большое значение, поскольку именно ему работать в будущем с этими подростками и создавать из них команду. Если куратор считает, что с кем-то из медиаторов он не сработается, то лучше этого подростка не приглашать (по крайней мене в начале, пока команда службы  примирения только создается).

После тренинга может отсеяться некоторая часть школьников. Те, кто решил, что будут медиаторами - приносят разрешение от родителей. Если родители не дают разрешения – куратор звонит им (либо встречается с ними) и выясняет причину отказа. Возможно, родители чего-то не поняли и им надо объяснить (например, что это не психологическая работа или сколько времени примерно времени будет занимать работа в службе примирения).

Документы: 

/file/rasdol777/dokmedia.rar